22 ноября, 2024

Frant.me

Информационный портал Кузбасса

Андрей Кончаловский снимал тайную резню в Советском Союзе: бастующие рабочие в Мекке рабочих?  Не может быть «

Андрей Кончаловский снимал тайную резню в Советском Союзе: бастующие рабочие в Мекке рабочих? Не может быть «

«О Новочеркасске никто не говорил, — говорит Андрей Кончаловский. «Это была государственная тайна».

84-летний российский режиссер сталкивается со своими пьесами Дорогие товарищи! Болезненная история советского прошлого: Новочерская резня. 2 июня 1962 года во время восстания заводских рабочих против повышения цен на продукты питания советским лидером Хрущевым снайперы открыли огонь по демонстрантам. По меньшей мере 25 человек погибли и десятки получили ранения — официальные данные оспариваются, возможно, их было больше.

Абсолютная паника, — объясняет Кончаловский, один из самых известных режиссеров театра и кино в России, ужасающее вмешательство Советского Союза. «Правительство было напугано тем, что демонстрация станет публичной. Забастовка в Мекке социалистических государственных рабочих? Это была полная чушь, идея, с которой они ничего не могли поделать. Если она пройдет, это подорвет абсолютную власть государства. . »

Сюрреалистические эффекты

чудесно Дорогие товарищи!, обладатель Специального приза жюри на прошлогоднем Венецианском кинофестивале, показывает не только период, приведший к резне, но и ее почти сюрреалистические последствия. О происшествии и пострадавших не было сказано ни слова. Трупы немедленно отправляются в неизвестном направлении, а уборщиц просят очистить арену от крови. Если это не сработает, поверх него будет уложен новый слой асфальта.

Тем временем местному водителю Людмиле (ее играет жена Кончаловского Юлия Высоцкая) приходится искать свою дочь-подростка, которая участвовала в демонстрации и с тех пор не вернулась домой. Удивительное столкновение двух реальностей: официальной, где не было абсолютно никаких беспорядков и перестрелок, и ее личного кошмара.

Андрей Кончаловский на Венецианском кинофестивале, 7 сентября 2020 года.Создавайте Getty Images

«Это было полное прикрытие», — говорит Кончаловский, который произвел на него живое и доброе впечатление во время февральского интервью Zoom, сидя на диване с цветами в Москве. Советская разведка кружила над городом, никого не пускали и не выходили. Каждый житель должен был подписать соглашение о конфиденциальности. Речь каралась смертью. Распространилось столько опасений, что об этом больше никто не говорит. Люди изо всех сил старались об этом забыть — репрессии Фрейда. Когда примерно тридцать лет спустя события были наконец раскрыты, я подумал, что это странное открытие. Великая советская трагедия.

Кончаловский сделал личный выбор — рассказывать историю не с точки зрения протестующего, а глазами бескомпромиссного коммуниста. Людмила слепо следует линии партии и призывает к жестким мерам во время восстания. Ей никогда не приходило в голову, что она подвергнет жизнь своей дочери опасности. Ее мировоззрение разбирается по частям, спокойно, но нежно в тщательно составленных черно-белых портретах.

Придерживайтесь идеологии, пока не умрете, Кончаловский это понимает. «Когда люди во что-то верят, это ограничивает и освобождает», — объясняет он. «Это может работать как терапия: вы идете в определенном направлении, а затем, для вашего удобства, вам больше не нужно думать. Чем более страстно вы привержены идее, тем лучше она себя чувствует, пока реальность не поразит вас. становится ужасной борьбой. В этом и заключается трагедия. «То, что происходит с Людмилой, на самом деле является формой психологического насилия. Это разбивает ей сердце».

Параллели

Едить каустик сложно Дорогие товарищи! Это не следует рассматривать как политический комментарий. Фильм не оставляет сомнений в том, кто виноват в резне в Новочерске: в Кремле, во главе коммунистической партии. К тому же, есть соблазн провести параллели с настоящим: от того, как президент Путин заставляет замолчать российскую оппозицию, до простого упоминания побочного пути, веры в теории заговора.

Но Кончаловский, который редко раскрывает свои политические взгляды (в отличие от своего брата, продвигающего Путина, Никиты Михалкова, который также является известным кинорежиссером), не должен ничего об этом знать. Или, скорее, ему нравятся люди, которые получают послание от его фильма, если ему не нужно об этом говорить. «Я занимаюсь искусством», — обычно говорит он. «Нет никаких политических брошюр. Искусство предназначено для того, чтобы заставить вас плакать и смеяться, пугать, заставлять вас замолчать и заставлять задуматься. В конце концов, это не что иное, как смысл существования. О вашей жизни, ваших друзьях, вы верите? в Боге — это политика? Ново ».

Режиссер добавляет, что искусство может стать инструментом политики. «Мой фильм о крупной забастовке, протесте против правительства, сейчас является важной темой. Но я бы предпочел, чтобы он был избавлен от политических ссылок, так же как пьесы Бертольда Брехта по-прежнему ценятся за их качество, а его откровенное политическое послание сейчас менее важно. Я бы предпочел, чтобы ты плакал. И ты любишь моих персонажей, даже когда они поступают неправильно. Моя работа не об идеологии, а о человеке с его убеждениями, идеалами и страхами ».

Юлия Высоцкая в

Юлия Высоцкая в фильме «Дорогие товарищи!».

Он готов признать, что в данном случае эти опасения тесно связаны с репрессивным режимом. «Конечно, я снял фильм о своей стране в то время, когда жил один. Я сам прошел через этот страх». Он смеется: «Я советский человек, и если советский человек начнет говорить о советской жизни, это может быть критично».

Голливуд

Как советский человек он умел заглядывать через границу. Кончаловский сделал большую международную карьеру. В киношколе он подружился с Андреем Тарковским, с которым написал сценарий. Андрей Рублев (1969) Книги. В качестве режиссера он посмотрел один из первых своих фильмов, запрещенных советской властью, после чего он утвердил свое имя с обширными литературными модификациями: благородное гнездо (1969) Тургеневу, Дядя Ванга (1970) Чехову. Историческая эпопея, последовавшая в 1979 году. Сибириадаполучивший приз Большого жюри Каннского кинофестиваля.

После этой примитивной русской драмы о деревне в Сибири, где политика далекой страны продолжает мешать, Кончаловский внезапно уезжает в Голливуд. Он снимал серьезные фильмы, такие как Любители марии (1984) в застенчивые люди (1989), но и оригинальный боевик потерявшей управление или угнанный поезд (Хорошо для трех номинаций на премию Оскар в 1986) и Комедия полиции друга Танго и деньги (1989) с Сильвестром Сталлоне и Куртом Расселом в главных ролях.

Кадр из фильма

Скриншот из фильма «Дорогие товарищи!».

С 1990-х годов Кончаловский вернулся в Россию, чтобы воплотить свои давние интересы — историю и литературу — в кино. Он также успешен как театральный режиссер. Когда его спросили о различиях между актерами в Голливуде, Советском Союзе и современной России, он с радостью начал обсуждение различных форм вмешательства.

«В Советском Союзе цензура была политической: сценарий нужно было одобрить», — говорит он. «Но как только вы это сделали, вы просто получили свои деньги, и никто больше не приходил на вас взглянуть. Так что вы могли свободно снимать и делать что-то совершенно отличное от того, что было написано в сценарии. Когда фильм закончился, его могли забанить, как это случилось со мной. Но это было сделано! »

Цензура в Голливуде

Нет, так Голливуд. «Все были сосредоточены на деньгах и на том, как их вернуть. Также это форма цензуры, я говорю, и небольшая доработка. В Советском Союзе это было просто: вы были либо с партией, либо против нее. В Америке вы приходилось думать о том, что было коммерческим, чего хотели люди. И поверьте мне, продюсеры все время были на высоте. Они во все вмешиваются, нельзя делать то, что не одобрено.

«Сначала у меня был независимый продюсер, который дал мне возможность быть немного более свободным. Но когда я оказался в большой киностудии, это был ад. У меня есть продюсер, который собирался рассказать мне, как перемещать камеру. . Это было в фильме Танго и деньги. Мне никто никогда в жизни этого не говорил. В конце концов у нас возникли такие отношения, когда мой продюсер сказал: «Ты больше никогда не будешь работать в этом городе, в Голливуде». Я сказал: Будь проклят и твой город! »

Возвращаемся в Россию, где раньше совсем не было денег. «Когда это случилось, были продюсеры, которые были хуже своих американских коллег. К счастью, я наконец нашел кредиторов, которые позволили мне выполнять свою работу. Я не хочу думать о деньгах, я хочу думать о кино. Иногда нам кажется, что мы знаем все о языке фильмов, о том, как работают изображения, но нам предстоит еще многое узнать. Это все еще остается для меня большой загадкой ».

Дорогие товарищи! Теперь его можно увидеть в кинотеатрах.

Аристократия

Андрей Кончаловский (84 года) принадлежит к известной аристократической семье. Его дед, Петр Кончаловский, был известным художником. Отец Андрея, известный автор детских книг, написал тексты к государственному гимну — как советской версии, так и более позднему гимну России. Его мать была поэтессой, а его младший брат Никита Михалков — режиссер классических русских фильмов, таких как Обломов (1980), Orga (1991) и лауреат премии Оскар сожженный солнцем (1992).

READ  Подробнее о фатальной авиакатастрофе Немецкий актер Кристиан Оливер: «Первоначальный рейс был отменен» | знаменитости